Карабинович закон божий




Из духовных детей К. известны диакон моленной на 3-й Тверской-Ямской ул. Ф. Р. Бояров и видный деятель старообрядчества, представитель купеческого рода, впервые организовавшего в России производство оптических и хирургических инструментов, потомственный почетный гражданин П. Е. Трындин (1852-1909).

Богородицы в доме Спиридонова на М. Андроньевской ул. (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 550. Л. 11). В 1910-1915 гг. К. состоял законоучителем московского Коммерческого уч-ща им. цесаревича Алексея. В 1916 г. был избран представителем на Освященный собор от духовенства Москвы (в числе 5 чел.).
В 1911-1912 гг. К. редактировал ж. «Златоструй», издававшийся с 1910 г. (первоначально как журнал беглопоповцев). В 1913-1914 гг. издавал ж. «Старообрядческий пастырь» (вышло 12 номеров). В журнале публиковались проповеди и статьи старообрядческих священников, сочинения архиеп. Иоанна (Картушина) «К вопросу о брадобритии» (1914. № 6. С. 468-476) и «Крестное знамение» (1914. № 8. С. 684-707), постановления Освященного собора 1913 г., материалы по истории старообрядчества, в частности документы из архива начетчика К. А. Перетрухина. К. подготовил и опубликовал в журнале «Список старообрядческих епархий, митрополитов, архиепископов и епископов от митрополита Амвросия, ко дню 50-летия его блаженной кончины» (1913. № 3). На страницах «Старообрядческого пастыря» К. активно выступал против еп. Михаила (Семёнова).

ЗАКОН БОЖИЙ (Г.М. Карабинович)

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

Письмо Илариона Кабанова датировано 14 сентября. «Ужасно жаль, — писал он Филиппову, — что в наше время то тамо, то онамо произрастает революционная пропаганда, и цареубийцы — то на берегах Невы, то в Париже, то в Берлине — на жизнь монархов покушаются! Хотя десница Всевышнего и не допущает им достигать своих целей, но зло очевидно растет и усиливается, как это ясно доказуют события в Одессе на Садовой и в прочих местах. Очень странно! что между ученою молодежью участвуют женские лица. К чему эти жалкие люди стремятся? И на что решаются? И что — это наука их до сего безумия доводит? Или развращенная нравственность, помрачивши, в глубину погибели поревает? Против сего зла поставленным на страже и представителям высших наук необходимо нужно принять надлежащие меры и противодействовать елико возможно, дабы не отравлялось Русское юношество тлетворным влиянием Запада.

Во-первых, о том что сакрализация царской власти является одной из характерных особенностей старообрядческого миропонимания (отдельные радикальные толки мы не рассматриваем). Во-вторых, о непосредственном родительском примере и примере древности («следуя примерам праотцев») как средстве воспитания, о теснейшей духовной связи между родителями и детьми, которую обеспечивает изучение прежде всего «русской грамоты», Священного Писания, «отеческих изречений» (Пролог и другие книги). Светская наука, в-третьих, отодвинута на второй план и как возможное средство нравственного совершенствования не рассматривается. Иларион Кабанов целиком и полностью мыслит (и современное ему старообрядчество — живет) в координатах русской средневековой философии, занятой в большей степени ответами на один вопрос: «Как жити, чтобы святу быти». Именно родительский пример и вера, молитва и богослужение в их неразрывной связи были той атмосферой, в которой и шло взросление детей и подростков.

Минуло несколько десятилетий, сменилось поколение. Приведу одну длинную цитату, свидетельствующую о том, что прежние патриархальные отношения, о которых говорил Иларион Кабанов, неуклонно уходили в прошлое, а в старообрядческом мире обострялся вопрос сохранения преемственности между отцами и детьми. Известный старообрядческий деятель, издатель, публицист Никифор Зенин констатировал в 1915 году в статье «К нашей молодежи»: «Настоящее время для старообрядчества будущего, т. е. для нашей молодежи, что пока еще подрастает и учится, а потом имеет придти на сцену жизни и заменит нас, уходящих, есть самый критический момент в его религиозном отношении.

Наше поколение, как мужчины, так же точно и женщины, уже не те в религиозном отношении, что были наши отцы и в особенности деды. Над нами уже “потрудилась” государственная (земская, министерская, и в особенности церковно-приходская) школа, и потому наше поколение вышло на сцену жизни с растрепанными религиозными убеждениями, не только чисто старообрядческими, но и вообще веровыми.
А раз наше поколение таково, то каково же будет поколение, следующее за нами? Ведь худо-плохо, нас еще воспитывала строгая семейная обстановка, а наша личная семья уже этой обстановки не видит. Наши дети совершенно почти не получают семейного религиозного воздействия, хороших, добрых родительских примеров. Я уж не говорю о том, что мы наших детей не научили дома надлежащим отношениям к Богу, Церкви, людям, а также и церковной грамоте.

Старообрядчество — Лотова жена, восклицал когда-то Павел Мельников-Печерский. Оглянулась назад и превратилась в соляной столп, так с тех пор и стоит, века над ним прошумели, а он все тот же… Однако же и «соляной столп» был подвержен времени. Те экономические отношения, которые еще начинали зарождаться в 1870-х годах или чуть ранее, к 1915 году сделали Россию другой страной, и стоять в стороне от новых реалий было невозможно. Сильные изменения повлек обнародованный в 1905 году высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости». Появилась возможность не только строить храмы, открыто молиться, но и организовывать свои школы, иметь своих учителей, которые преподавали бы Закон Божий детям в селах со значительным старообрядческим населением, и еще многое другое, что прежде, во время Ксеноса, например, было немыслимо. Школьный вопрос вызвал заметные споры в старообрядческой периодике начала ХХ века.

Очень часто обучение и воспитание велось при храме или молитвенном доме. К примеру, уже в советские годы старообрядческий архиепископ Флавиан (Слесарев) вспоминал в автобиографии, что параллельно с четырехклассной начальной земской школой он учился церковнославянскому чтению при храме (в селе Городище под Луганском) под руководством сельской начетчицы: «Преподавателем была пожилая дева, с недостатком одного глаза, которая слыла за грамотею, под кличкой Анютка Кривая». Особую воспитательную роль играли старообрядческие скиты и монастыри, куда родители отдавали на некоторое время детей и где иногда жили вместе с ними. Это видно, к примеру, из романов П. И. Мельникова-Печерского. В монастырях воспитывались и получали первые навыки грамоты такие известные старообрядческие деятели, как архиепископ Московский и всея Руси Иосиф (Моржаков), протоиерей, настоятель Покровского кафедрального собора в Москве, библиофил и собиратель книг Василий Королев.

По просьбе Рогожской общины во главе с ее настоятелем предложить очередному Освященному Собору рассмотреть вопрос о передаче здания храма-колокольни и содержимого иконохранилища и книгохранилища в ведение Рогожской общины.

Закон Божий для старообрядческих школ

Благословить иерея Геннадия Чунина и диакона Валерия Тимофеева совершить поездку в Христорождественский приход г. Сидней для проведения богослужений, в срок на усмотрение митрополита.

Выразить удовлетворение итогом поездки делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви во Святую Землю для водружения лампады у порога Судных Врат в Иерусалиме.

Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Православная электронная библиотека

До 1865 организацию школы запрещали, разрешил только митрополит Иннокентий (Вениаминов). Буквально год просуществовала школа, и её закрыло Министерство внутренних дел. И вот Шибаев посчитал возможным отправить своих детей в лютеранскую московскую школу архангела Михаила. 18 детей старообрядцев, в том числе и дети Шибаева, окончили эту школу в 1870-м году, в архиве есть список этих людей. То есть посчитали, что лютеранская школа — это лучше, нежели дети будут необразованными либо будут учиться в церковно-приходских школах. Хотя, конечно же, и в церковно-приходских школах тоже учились дети старообрядцев.

Не хочу вас сильно загружать, поэтому перехожу к следующему периоду истории развития старообрядческого образования. Это период нашего, так называемого, «золотого века» после 1905 года, когда появилась возможность свободно организовывать учебные заведения. Тогда произошло невиданное: государство буквально за два-три года создало целый ряд важных законов, которые давали старообрядцам очень серьезную свободу в получении образования и в организации учебного процесса. У старообрядцев появилась возможность свободно открывать любое учебное заведение. Наряду с открытием учебных заведений старообрядцам дозволили беспрепятственно преподавать в государственных школах старообрядческий Закон Божий.

Закон Божий был очень важным предметом в дореволюционном учебном процессе и стоял на высоком уровне значения, хотя преподавание его в никонианских школах было сквернейшим. Даже никонианские архиереи говорили, что чем ближе к революции, тем хуже преподавался Закон Божий и тем больше он способствовал развитию у детей и воспитанников неверия, чем веры в Бога. Соответственно, главным камнем преткновения для обучения старообрядцев в государственных школах был Закон Божий. Многие авторы пишут о том, что когда дети старообрядцев приходили учиться в министерские школы — даже не церковно-приходские, а в министерские, — то никонианские законоучители пытались отвратить ребенка от старообрядчества. Насмехались, затевая глупые диспуты, где пытались спорить с детьми о догматах веры. Было очевидно в этих спорах, на чьей стороне будет логическая победа. Конечно же, старообрядцы боялись этого влияния.

Деяния Первого Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак

Старообрядцам в 1905 году сделали существенное послабление, когда позволили приглашать в министерские школы старообрядческих законоучителей. Благодаря этому беспрецедентному шагу Министерство народного просвещения не требовало от наших священников образовательного ценза для преподавания в государственных школах. Это было очень важным моментом, когда обычный преподаватель должен был подтвердить свои способности и квалификацию. А от старообрядческих законоучителей этого не требовалось. Вначале этот закон прописали на 5 лет, потом еще продлили на 5, потом снова наступило время, когда ценз на учительство стал обязательным. Это было важным показателем того, что государство пыталось способствовать развитию старообрядческого образования. К сожалению, в нашей среде это не нашло очень большого отзыва. Единицы старообрядческих священников согласились преподавать в школах Закон Божий для детей старообрядцев.

В целом, мы знаем, что по статистике до 1917 года было построено 1000 старообрядческих храмов. Были вложены колоссальные средства, но при этом было организовано всего лишь 100 старообрядческих школ. Причем в это число входили как очень серьезные школы, такие как в Москве и Саратове, так и маленькие, по 10-20 учеников. Большинство школ были очень и очень низкого уровня образования. Почему-то очень малая часть меценатов была способна заниматься развитием старообрядческого образования. Но существовала и более значимая проблема: не было широкой поддержки со стороны общества, не было серьезного общественная запроса со стороны старообрядцев на создание собственных старообрядческих школ.

Опасались, что у нас может быть такая же система, как у новообрядцев, что будут ставить в священники только тех, кто имеет духовное образование. Боялись заложить мину под будущее существование нашей иерархии, когда образованные, но при этом может даже и неверующие люди возьмут верх в Церкви.

Loading seems to be taking a while.

В этой ситуации основную инициативу в деле старообрядческого образования проявляли миряне. Совет Всероссийских съездов провел потрясающую работу, пытался изо всех сил что-то сделать для старообрядческого образования. Была проведена колоссальная статистическая работа, разослали анкеты по 600-ам нашим общинам, чтобы выяснить, что нужно сделать для старообрядческого образования. Было создано справочные бюро по образованию, издана подробная практическая инструкция по организации школ различных уровней. Издали несколько учебников по Закону Божию.
Заслушав сообщение директора Московского старообрядческого духовного училища при Митрополии протоиерея Евгения Чунина, представляющего РПСЦ в Межведомственном совете по подготовке комплексного учебного курса «Основы мировых религий и светской этики» для общеобразовательных школ России, Совет митрополии решил провести в срок до 1 февраля обсуждение учебных пособий по «Основам православной культуры», подготовленных преподавателем Духовного училища РПСЦ Алексеем Муравьевым и профессором Московской духовной академии РПЦ МП протодиаконом Андреем Кураевым, а также курсов «Основ культур мировых религий» и светской этики.

Поблагодарив Александра Антонова и священника Александра Панкратова за подготовку Церковного календаря на 2010 год, Совет поручил Александру Антонову продолжить работу над подготовкой календарей, включив в них информацию «о юбилейных датах священнослужителей». Для содействия редакции календаря Совет митрополии создал новую комиссию по подготовке выверенного списка святцев, куда вошли епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян, иерей Александр Панкратов, иерей Вадим Коровин, Алексей Муравьев и Глеб Чистяков.

Традиции, методы и история духовного образования Церкви. Часть 2

Согласно постановлению Совета, в 2010 г. Московская митрополия издаст Малый Катехизис епископа Михаила Семенова, молитвенник для детей, учебный молитвослов, Закон Божий Карабиновича (первую часть) и Богослужебный устав на 2011 г.

Совет митрополии принял за основу составленный протоиереем Валерием Шабашовым, икономом Уральской епархии, проект обращения к российским властям о борьбе с алкоголизмом, предложив священнику Александру Панкратову и Александру Антонову подготовить окончательную редакцию обращения.

Обсудив итоги поездки Митрополита Корнилия на Рожество нынешнего года в Христорождественский приход г. Сиднея (Австралия) — единственный старообрядческий приход в дальнем зарубежье, подчиняющийся Московской, а не Белокриницкой митрополии РПСЦ, — Совет благословил иерею Геннадию Чунину и диакону Валерию Тимофееву совершить поездку в Христорождественский приход для проведения там богослужений. Совет также выразил удовлетворение итогами другого зарубежного визита делегации РПСЦ во главе с Митрополитом — в Святую Землю, где была водружена лампада у порога Судных врат в Иерусалиме.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *